Готическая архитектура и схоластика

Имеется одно свидетельство (несомненно, хорошо известное, но еще не рассматривавшееся в нужном нам свете), которое показывает, что французские архитекторы XIII века действительно мыслили и творили в полном соответствии со Схоластическими воззрениями. В «Альбоме» Виллара де Оннекура имеется план «идеального» восточного конца собора, который он и еще один мастер, Пьер де Корби, создали, судя по несколько более поздней записи, inter se disputando («споря между собой»). Здесь, таким образом, мы имеем двух архитекторов Высокой Готики, обсуждающих quaestio, причем некто третий, оставивший запись, называет это обсуждение специфично Схоластическим термином disputare, а не использует слова вроде colloqui, deliberare, которые не входили в Схоластический лексический репертуар. И каков же результат этого disputatio? Восточный конец церкви, который сочетает, так сказать, все возможные Sic со всеми возможными Non. Здесь есть двойная обходная галерея, совмещенная с венцом полностью развитых капелл одинаковой глубины. Эти капеллы в плане поочередно полукруглые и — по обычаю Цистерцианцев — квадратные. В то время как квадратные в плане капеллы перекрыты — каждая, как это обычно и делалось — отдельным сводом, полукруглые капеллы перекрыты сводами (под одним замковым камнем), общими с прилегающими секторами внешней обходной галереи — именно так было сделано в Суассоне и других постройках, следовавших Суассонскому примеру. Здесь Схоластическая диалектика подвела архитектурное мышление к точке, где оно уже почти перестало быть архитектурным.

1 По-русски записывался и как Петр Авреолий.— пер .
2 mental habit
3 Фома Аквинский . Summa Theologiae, qu. I, art. 16.
4 Ibidem, qu. 89, art. I.
5 Фома , S. Th. qu. I, art. 8, ad. 2.
6 Ibidem, qu. 2, art. 2.
7 Ibidem, qu. I, art. 8.
8 Фома ; S. Th. qu. 32, art. I, ad. 2; qu. 27, art. I и 3.
9 Ibidem, qu. 27, art. I, ad. I и 3, и далее : qu. 15, art. 3, ad. 4.
10 R. Arnheim. «Gestalt and Art», Journal of Aesthetics and Art Criticism, 1948, p. 71 ff., idem «Perceptual Abstraction and Art», Psychological Review, LIV, 1947, p. 66 ff., ( особенно стр . 79).
11 Фома, S. Th. 1, qu. 5, art. 4, ad. 1.
12 восточный конец церкви, включающий хор, алтарь, заалтарное пространство, обходную галерею — пер .
13 Оккам, Quodlibeta, 1, qu. 10.

БОГОСЛОВИЕ В КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Христианское братство «Путь к Истине»
Киев 1992

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Эрвин Панофский родился в Германии в 1892 г. Он получил образование в университетах Берлина, Мюнхена и Фрайбурга. В 1921 г. Э. Панофский начал преподавать историю искусств в Гамбургском университете; в 1926 г. получил профессуру. В 1931 г. его пригласил читать лекции Нью-Йоркский университет, а с 1934 г. он преподавал в Принстонском университете. В 1935 г. Э. Панофский получил место профессора в Институте продвинутых исследований при Принстонском университете. В Германию Панофский, в связи с приходом нацистов к власти, не возвратился. Труды Э. Панофского, среди которых можно отметить «Исследования по иконологии», «Альбрехт Дюрер», «Проблема смысла в изобразительных искусствах», «Аббат Сюжер, церковь Сен-Дени и ее сокровища», «Ранняя нидерландская живопись: ее происхождение и особенности», «Галилей как критик изобразительных искусств», не только являются существенным и оригинальным вкладом в развитие искусствоведения, но и представляют собой исследования по истории европейской культуры от Высокого Средневековья до Позднего Маньеризма. Голландский ученый Ван де Вааль в некрологе Э. Панофскому писал: «... его новаторство заключалось в том, что он занимался своими детализированными исследованиями, не теряя из вида широких горизонтов истории культуры и пользуясь, таким образом, одновременно и телескопом, и микроскопом».

дальше >>>


публикация на сайте

АрхиПоиск по всем сайтам архкаталога

содержание Цих.pda © 2008— 2011


< ↓ nonPDA>
© радизайн ra@cih.ru блог twitter

< ↓ ADV>