Архитектура пассажей

Основные тенденции в организации внутренних пространств, связь с другими типами зданий

На протяжении десятилетий вплоть до настоящего времени архитектура торговых центров ассоциировалась в основном с фасадом, витриной магазина, даже если торговые витрины направлены не на оживленные улицы, концепция улицы сохраняется — те же витрины обращены к внутренней торговой улице, т.е. к пассажу. Это лишь фасадное решение, возможно, за исключением атриумов. Попытки же объединения в пассаже новейших материалов, конструкций и технологий со специфическим характером городской среды и сложившимся масштабом окружения средствами современного проектирования предпринимаются в основном лишь в крупных и сверхкрупных объектах.
Внимание проектировщиков неизменно обращается к пассажам или, как их еще называют, торговым моллам, которые по-прежнему составляют композиционную основу большинства современных торговых центров во многих странах.
Пассажи — это крытые пешеходные пути вдоль торговых зон, которые либо являются продолжением внутри центра прилегающих городских улиц, либо образуют самостоятельные системы внутренних коммуникаций, либо объединяют и то и другое. За более чем вековую историю развития пассажа как типа накоплено бесконечное число разнообразных объемно-пространственных решений и планировочных схем.
Попытка проанализировать взаимосвязь между городской формой и различными моделями внутренних пространств торговых сооружений наиболее полно была представлена в работах английского исследователя Б. Мейтленда.
Он начал развивать теорию молла с вопроса: чем определяется частота повтора и зависимость между собой таких элементов как улица, перекресток, площадь и т.д. Анализируя существующие проекты, становиться заметна достаточно жесткая ритмичность чередования различных пространств и функциональных зон. Затем он выделил планировочную сетку узлов с приблизительно 200-метровым интервалами — как наиболее характерную для городской структуры, и она оказалась одинаково пригодной и для небольшого городка пешеходного масштаба, например, средневекового города северной Италии, и для обычного современного торгового крытого центра, где максимальные пешеходные дистанции между «магнитами»-универмагами устанавливаются в 200 метров.
В другой своей книге, целиком посвященной проектированию торговых моллов (или пассажей) нового поколения, Мейтленд поднимает эту теорию на более высокий уровень обобщения, провозглашая в заключительной главе тот факт, что интегрированная городская структура может быть достигнута только системой моллов между узловыми точками — центрами оболочки городского архитектурного окружения. При этом будет обеспечена необходимая степень гибкости развития самих объектов, что не было достигнуто в более жестких архитектурно-пространственных решениях британских торговых центров: Камберноулда или Милтон-Кейса.

дальше >>>


публикация на сайте

АрхиПоиск по всем сайтам архкаталога

содержание Цих.pda © 2008— 2011


< ↓ nonPDA>
© радизайн ra@cih.ru блог twitter

< ↓ ADV>