Архитектура пассажей

Современный этап развития торговли приводит к новым принципам проектирования торговых пространств, характеризуемым несравненно более высоким профессиональным и общекультурным уровнем. Первый из них связан с системой реальных пространственных размеров, которые постигает человек, попадая в центральное пространство — крытый пассаж. Второй — исторический: от культивированных исторических образов до современной индустриальной эстетики. Третий принцип основан на ряде элементов экстерьера в интерьере.

В настоящее время все большую актуальность приобретает подход к проектированию пассажей как объектов связанных не только с организацией потребления, но и выступающих в качестве носителей коммуникативной функции. Формирование таких пространств развивает архитектурные приемы прошлого, возвращая городу его традиционные элементы. При этом важно, что введение элементов окружающего городского пространства во внутреннюю среду пассажа может стать одним из основных факторов, помогающих сблизить качества реально существующего пространства и того пространственного образа, который складывается в сознании посетителя. Этой цели сейчас великолепно служат пешеходные зоны.

Для анализа взаимосвязи внешнее-внутреннее необходимо выделить конкретные общие критерии, на основании чего возможно сравнение этих двух типов среды. Основными характеристиками среды могут быть названы: наличие главного (общественного) и второстепенных пространств, их органичная взаимосвязь, информационная насыщенность всех зон, масштабная многоплановость и т.д. Основные характеристики внешней и внутренней среды пассажа качественно аналогичны в функциональном и пространственном отношениях, и по этим направлениям возможен анализ их взаимосвязи и взаимовлияния.
Факторы формообразования, определяющие свойства этих пространств, также принадлежат к единой системе, — они имеют одинаковую функциональную структуру и различаются только компонентами. Это подтверждается, в частности, и методикой применения одной формальной модели для различных архитектурных подсистем (например, внешнее-внутреннее, рис. 6).
Рассмотрим композиционные средства взаимодействия. Несомненно, одним из важнейших является система композиционных осей (схема 4). Она отображает структуру пассажа и его объемную форму — это и зримое выражение системы внутренних пространств, и элемент композиции ансамбля, в ней проявляется опосредованное взаимодействие двух активных сред. Данный фактор имеет решающее значение, так как взаимосвязь и соподчинение композиционных осей отдельных фрагментов пассажа позволяет добиться целостности всего ансамбля. Выбор системы осей, как правило, определяется градостроительной ситуацией.
Вторым важным композиционным средством является система граничных пространств и элементов. Ими могут быть: входы и въезды в здание, пешеходные галереи, информационно-распределительные пространства, «зимние сады» и т.д.
Тенденция использования средств экстерьеризации интерьера особенно отчетливо проявляется в композициях, связанных со специфическими условиями проектирования становятся все более массовыми. Например, пассаж в ценной исторической среде, как это было сделано при проектировании многофункциональных пассажей на Невском проспекте в Питере. Подробнее этот пример будет рассмотрен ниже.

дальше >>>


публикация на сайте

АрхиПоиск по всем сайтам архкаталога

содержание Цих.pda © 2008— 2011


< ↓ nonPDA>
© радизайн ra@cih.ru блог twitter

< ↓ ADV>