Архитектура пассажей

Важной особенностью проекта было наличие трех торговых этажей, что безусловно отражало значение здания, как главного архитектурного акцента в панораме низкого волжского левобережья и Макарьевского монастыря. Однако, в связи с изменением источника финансирования, проекту не дано было осуществиться. Проект же 1804 года вобрал в себя многое от своего несостоявшегося предшественника. Главное место в новом плане Макарьевской ярмарки также отводилось пассажу длинной 125 метров. Здесь уже были предусмотрены не только торговые, но и складские, жилые и конторские помещения.
Группа пассажей на Коренной и Макарьевской ярмарках показывает развитие нового типа здания по пути усложнения его пространственного построения за счет объединения с торговыми рядами. Русские пассажи не имели прямых аналогов с европейскими постройками: пассажи того времени в Париже были деревянными и представляли собой узкие крытые галереи.
В первой трети XIX века пассажи становятся очень популярными в Европе. Новинки моды нашли свое отражение в России в виде двух галерей в Москве и в Петербурге. Если в пассажах XVIII - начала XIX века доминировала торговая утилитарная функция и это отражало ярмарочный характер торговли, которая продолжалась 1-2 месяца, а в остальное время пассажи пустовали, то в городской среде важной чертой стало их объединение с различными общественными залами, кафе. Пассажи стали служить не только местом торговли, но и местом развлечений. Так стал формироваться принцип многофункциональности пассажей. К тому же появившееся в Париже торговые линии пассажей Панорамы (1824) и Жофрей и Вердо (1835), общая протяженность которых достигла 400 метров, дали новый пример организации не только внутриквартального пространства, но и объединения нескольких кварталов единой торговой галереей. Данные пассажи проходили через три квартала и даже пересекали широкий бульвар Монмартра, но это не являлось препятствием для их функционирования. Эти примеры сыграли роль образцов и предопределили появление новый русских пассажей.
Первым столичным торговым зданием возведенным по типу пассажа была Галицынская галерея по проекту архитектора М.Д. Быковкого в 1842 году. Она заняла место переулка, продолжавшего улицу Софийку и имела одну торговую линию и трехчастное построение: два объема, выходившие на улицу были трехэтажными, а основной пассаж – двухэтажным. Протяженное (75 метров) пространство пассажа служило не только местом торговли, но и для общения, встреч, гуляний. В 1848 году в Петербурге также появляется пассаж, возведенный графом Я.Э. Стенбок-Фермором между Невским проспектом и Михаловской площадью, напротив Гостиного двора. Для этого он купил два смежных участка, где собирался построить крытую проходную галерею наподобие Лондонских и Парижских пассажей. В новом пассаже длинной около 180 метров предполагалось разместить зимний сад и театральный зал, на первом этаже и в подвале должны были быть магазины, на втором этаже – служебные помещения, а на третьем – квартиры. В 1846 году проект был утвержден с некоторыми изменениями: были отменены зимний сад и подвальное расположение магазинов, а театральный зал был заменен на концертный. Петербургский пассаж показывает пример наиболее сложного для своего времени как по пространственному, прежде всего по высотному построению, так и в функциональном отношении торгового здания.

дальше >>>


публикация на сайте

АрхиПоиск по всем сайтам архкаталога

содержание Цих.pda © 2008— 2011


< ↓ nonPDA>
© радизайн ra@cih.ru блог twitter

< ↓ ADV>