Китайское народное жилище

В более южных районах дерево стало абсолютно преобладающим материалом, причем наряду с ним значительную роль играл также бамбук.
Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что основные этнокультурные особенности китайцев имеют сходства в культурах многих других народов Восточной Азии. Это говорит о том, что исторические судьбы данного региона имеют много общего, а также объясняет, почему в традиционных жилых постройках разных народов Восточной Азии имеется много сходных специфических черт.

а) Ряд археологов (например А.А. Формозов) считают, что не стоит уделять внимания археологическим данным о неолитическом жилище для разработки проблем этнической истории. Но, по-моему мнению, будет правильней согласится с М.В. Крюковым, который говорит о том, что в какой-то степени данные о жилище могут быть использованы по этой теме.
О китайских жилищах неолитического населения некоторое представление дают раскопки в северо-восточной части Внутренней Монголии, в бассейне теки Шара-Мурэн. Здесь близ города Луньдун в 1962 году было обнаружено поселение, датируемое II тысячелетием до н.э. Характер каменных орудий микролитического облика, наличие костяных наконечников стрел, следы гаданий на костях животных позволяют полагать, что люди, оставившие эти памятники, занимались преимущественно охотой и, возможно, собирательством. На территории поселения раскопано 37 оснований жилищ.
Все жилища расположены на южном склоне холма и несколько углублены в землю таким образом, что задняя, северная вертикальная поверхность ямы служила упором для каркаса из нескольких столбов. Промежутки между столбами заполнялись глиной, смешанной с травой. В центре жилища располагалась неглубокая яма, выложенная плоскими камнями.
Археологи полагают, что в I тысячелетии до н.э., с переходом населения лесостепных и степных районов Монголии к кочевому хозяйству, происходила эволюция жилища от примитивных полуземлянок к более специализированным формам, приспособленным к частым сменам мест обитания.
С.И. Вайнштейн, изучавший историю жилища степных кочевников Евразии, предлагает именовать такое жилище “шалаш хуннского типа”. восстановить внешний облик его оказывается возможным благодаря анализу письменных свидетельств древнекитайских авторов, сопоставляя их с дошедшими нас изображениями, относящимися к рубежам нашей эры.
Шалаш хуннского типа представлял собой остов, сплетенный из ивовых прутьев и покрытый сверху войлоком. В древнекитайских источниках такой тип жилища именуется цюнлу. “Выдали меня замуж на край света, в далекую чужую страну, за усуньского царя, - писала, например, во II веке до н.э. древнекитайская принцесса, цюнлу служит мне домом, войлок – стенами”. На то, что такой шалаш имел полусферическую форму, указывает этимология слова цюнлу: этот термин записывался древнекитайскими иероглифами, имеющими значение “округлая поверхность”, “свод”.

дальше >>>


публикация на сайте

АрхиПоиск по всем сайтам архкаталога

содержание Цих.pda © 2008— 2011


< ↓ nonPDA>
© радизайн ra@cih.ru блог twitter

< ↓ ADV>