Культовые постройки

Как в жизни каждого человека есть поворотные события, так и в историческом развитии нашей страны есть такая веха или же росстань, когда «был оставлен русский путь» (Вл. Соловьев). Это было не одномоментно, но сформировалось в конечном итоге в реформы патриарха Никона. Эта веха называется «раскол» и его последствия. Понимание раскола не просто как политического акта, а как всеобъемлющей национальной трагедии во всех аспектах жизни и даёт полное представление и пути к возрождению забытых традиций и символов русского народа.
Начало раскола можно отнести к XVI веку, когда Московское государство нуждалось в сильной централизованной власти. Церковь, как духовная власть над народом, поддерживает идеи силы и самодержавия, и таким образом начинает отходить от народа. А значит, народ лишается своего духовного судьи и пастыря – начинающей терять доверие, церковь. После реформ церковь становится почти государственным учреждением, ещё больше отходя от народа, а значит церковь как суд совести, становится формальным судом власти.
Так были отвергнуты раннехристианские демократические идеи и республиканские основы жизни в русском народе.
Церковь, как власть, требует укрепления дисциплины и порядка, а, следовательно, унификации обрядов, установления единообразия церковной службы (за основу взяты греческие правила и обряды), общего подчинения и общей типологии. Власть, сосредоточенная в городах с их социально-культурной спецификой, вводит эту культуру регионы – в село. Появляются «благолепные обновления» - чуждые русскому народу приёмы украшательства.
В XVIII веке церковь превращается в Синод, а в XIX – «ведомство православного вероисповедания». Петр I вносит в мирскую архитектуру и градостроительство европейские каноны, что отражается и на культовой архитектуре. Бывшая в прошлом духовно-идеологической основой русской жизни, призывавшая человека к внутреннему самосовершенствованию и самоконтролю, к осознанному действу во имя идеала, а не к слепой вере в абстрактный идеал, церковь примерно к середине XIX века окончательно обюрокрачивается, превращаясь из епархии духовных наставников – «праведников духа» в епархию «чиновников в рясах». Но все эти преобразования проходят и через умы и души русского народа, отдаляя его от истоков, от истинных нравственных ценностей, от церкви: она всего лишь учреждение. Всё это вело к потере народного самосознания, когда «не форма и внешний закон как понуждение довлели над человеком, а совесть его свободная воля» (А.В. Ополовников).
Всё это вылилось в ранжирование жизни и культуры русской. Церковные обряды превращаются в формальные мероприятия. Грядет духовный, а за ним и государственный крах. Потому реформы, мягко говоря, 1917 года – это итог тех преобразований русской жизни, их «апофеоз».

дальше >>>


публикация на сайте

АрхиПоиск по всем сайтам архкаталога

содержание Цих.pda © 2008— 2011


< ↓ nonPDA>
© радизайн ra@cih.ru блог twitter

< ↓ ADV>