Культовые постройки

Часовня – это уже строение, клетская или шатровая, но она ставилась для свершения разных треб в деревнях часто вместо церквей, иногда – вместе с ними.
На Руси часовни необходимы, просторы велики и не все деревни многолюд-ны. Там где приход небольшой и со-держание постоянно действующей церкви невозможно ставили часовни и совершали в них крещение младенцев, венчание или отпевание.
В раннехристианские времена часовни ставили над входом в подземные кладбища или над катакомбными церквами. Иногда их ставили над ручьём или ключом с целебной водой, иногда на росстанях и больших дорогах для сбора подаяний или молений для путников.
Часовня отличается от церкви отсутствием у первой апсид и обычно меньшими размерами, хотя есть много исключений, с формальной стороны в часовне не ведут постоянные богослужения.

Церковь – сельский приходской храм, с раннехристианских времён имеет каноническую схему взаимного подчинения объёмов – частей: главная – сама церковь, с запада к ней примыкает притвор с трапезной, с востока – алтарь (апсиды), с севра и юга часто пристраивались приделы с малыми алтарями. Это обобщённая схема, на Руси много трансформаций её существует, но порядок один.
К выбору для строительства церквей, как, впрочем, и всего остального, русские мастера подходили основательно. Интуитивно ли или анализируя местность, но церкви ставили для наилучшего восприятия на освещённом месте: на берегу реки, на опушке леса или в поле, но всегда с учётом рельефа, чтобы все эти факторы подчёркивали особенности сооружения, составляли общий архитектурно-пространственный пейзаж. И так было потому, что это дело богоугодное, а человек как созданный по образу и подобию божьему всегда чувствует красоту. А если его душа свободна и чиста и нет в ней злобы, а Бог, то и всё, что он делает тоже божественное.
В старину люди ближе были к Богу – к церкви, они составляли единое: церковь была частью людского бытия. В дореформенные времена на Руси трапезная в церкви играла огромную роль, утерянную - упразднённую позже.
В трапезной собирались общественные трапезы и собрания, ожидали службу пришедшие из далёких деревень, проводились совещания для сбора подписей или податей и многое другое. Церковь была истинно общественным центром деревень: не формально, а по людскому желанию и шли туда не просто отправлять обряды, а самосознание и совесть вели людей туда

дальше >>>


публикация на сайте

АрхиПоиск по всем сайтам архкаталога

содержание Цих.pda © 2008— 2011


< ↓ nonPDA>
© радизайн ra@cih.ru блог twitter

< ↓ ADV>